Перечень художников — в конце страницы.
Чарлемонт Эдуард/Eduard Charlemont
1848–1906
Eduard Charlemont-австрийский художник.
Eduard Charlemont родился в Вене, столице Австрийской империи в 1848 году.
Его отец, Matthias Adolf Charlemont, также был художником, специализирующийся в живописи миниатюрных портретов.
Его младший брат Hugo Charlemont (1850-1939) был не менее известный художник-импрессионист.
В возрасте пятнадцати лет Eduard Charlemont выставлял свои работы в Академии изящных искусств Вены, где где он учился живописи.
После окончания Академии изящных искусств, Charlemont путешествовал по многим странам Центральной Европы и поселился в Париже, где он жил в течение следующих тридцати лет.
Несколько раз он выигрывал первые призы в Парижском салоне на ежегодных выставках, проводимых Французской академии изящных искусств.
Умер в 1906 году.
Чарльз Джеймс
1851–1906
Джеймс Чарльз (1851-1906) английский художник, в начале своей карьеры писал портреты, затем начал писать пейзажи.
Родился 5 января 1851 года в Ворингтоне, сын дизайнера Ричарда Чарльза.
Джеймс начал работать в фирме своего отца в возрасте четырнадцати лет, учился в школе Хеатерли (Heatherley’s School), затем перешел в Королевскую академию в Лондон в 1872 году и затем в Париж в Академию Жулиана (Académie Julian), где впервые увлекся импрессионизмом и так называемым Пленэром (от фр. en plein air — «на открытом воздухе»).
С тех пор Джеймс писал исключительно в этом стиле.
Писал воздушные реалистические пейзажи и жанровые сцены.
Работал главным образом в своём сельском поиестье недалеко от Чичестера.
Он много общался с французскими художниками – импрессионистами.
Особенно сдружился с Моне, вместе в ним писал, и затем написал много статей и биографических заметок про него.
Несколько раз выезжал на Капри Джеймс Чарльз много выставлялся:
8 раз выставлялся в Grosvenor Gallery 1897–1905
3 в Институте Изобразительных Искусств в Глазго,
2 в International Society
23 в Walker Art Gallery (Liverpool)
16 в Manchester City Art Galery
29 в New English Art Club
27 в New Gallery 1897–1905
45 в Royal Academy 1875–1906
Paris Salon 1897–1905
1 Royal Society of British Artists
1 в Royal Hiberian Academy
Ему была вручена серебряная медаль на Международной выставке в Париже 1889 и в 1893 году на Чикагской Международной Ярмарке.
Джеймс умер 27 августа 1906 года в Уэллсе.
Чезаре да Сесто/Cesare da Sesto(Позднее Возрождение)
1477-1523
Чезаре да Сесто (итал. Cesare da Sesto; 1477, Сесто-Календе — 1523, Милан) — итальянский художник, ученик Леонардо да Винчи,живописец эпохи Возрождения и периода раннего маньеризма.
Родился около 1477 в городке Сесто-Календе в провинции Варезе. Был учеником и подмастерьем у Бальдассаре Перуцци в Риме в 1500-х годах.
Огромное влияние на живопись Чезаре да Сесто оказало творчество гениального живописца и мыслителя Возрождения Леонардо да Винчи,(с которым художнику довелось встречаться в Риме)что отчётливо просматривается в Мадонне с младенцем.
Позднее, в Южной Италии, он создал сложный и вычурный стиль, в котором соединились классицизм и наиболее характерные элементы раннего маньеризма.
Как и Леонардо, Чезаре не имел фамилии в современном смысле; «да Сесто» — прозвище по городку Сесто-Календе в нынешней провинции Варезе, из которого он был родом.
Его авторству относят тимпаны в соборе святого Онуфрия и некоторые росписи в пригороде Рима.
Имя Чезаре да Сесто впервые встречается в архивных документах той поры в 1508 году, когда художник росписывал фрески в Ватиканском дворце (не сохранились) по заказу папы Юлия II.
В 1513 Чезаре да Сесто работал на Сицилии, в 1515 году — в Неаполе. В 1515 художник завершил монументальный полиптих для монастыря Святой Троицы в Кава де Тиррени.
В 1516 году Чезаре да Сесто возвратился в Милан, где создал знаменитую картину «Саломея» (Salome), приобретенную Рудольфом II, теперь работа мастера находится в Музее истории искусства в Вене.
В 1517 году в Мессине Чезаре написал одну из наиболее знаменитых своих работ, «Поклонение волхвов», после чего в 1520 году вновь вернулся в Милан, где создал другой свой шедевр, полиптих «Мадонна во славе и святые», т. н. «полиптих собора Сан Роччо» (теперь находится в Кастелло Сфорцеско).
Позднее, в Южной Италии, Чезаре да Сесто создал сложный и вычурный стиль, в котором соединились классицизм эпохи ренессанса и наиболее характерные элементы раннего маньеризма.
Чейз Уильям Мерит(Импрессионизм)
1849–1916
Американский живописец-импрессионист. Родился в Уильямсбурге, (сейчас Ниневия), штат Индиана, в семье местного торговца.
Он проявлял ранний интерес к искусству, и учился у местных, художников Бартона Хейза и Жакоба Кокса. После краткой службы во флоте, по настоянию художников учителей, в 1869г. Приехал в Нью-Йорк, учился у Джозефа Итона и затем поступил в Национальную Академию Дизайна и учился в классе известного французского художника Жана Леона Джерома. В 1873 г. он поехал в Европу, поступил в Академию Искусств в Мюнхене. Здесь привлек внимание учителей его талант, который проявлялся в его особом стиле написания портретов, а позже пейзажей. В 1876 г. на Филадельфийской выставке искусств он добился успеха и получил медаль за портрет «Keying» (в настоящее время хранится в Пенсильванской Академии Искусств). В 1878 г. после пяти лет обучения в Мюнхене, он вернулся Нью-Йорк, создал несколько школ искусств для молодых художников, в том числе и собственную Школу искусств Чейза. В 1886 году женился, имел восемь детей. Его стиль живописи назывался легким, и в европейском понятии это был импрессионизм.
Наряду с Робертом Генри, Чейз являлся известнейшим преподавателем живописи в США на рубеже XIX—XX столетий.
Продолжая свою преподавательскую деятельность, Чейз основывает Летнюю художественную школу. Она была открыта в Шиннкоке в 1891 году. В 1896 году он открывает в Нью-Йорке Школу Искусств. Это учебное заведение пользовалось большое популярностью. Позднее оно было переименовано в нью-йоркскую Художественную школу.
Среди его учеников были такие мастера, как Фрэнк Дювенек, Эдвард Хоппер, Рокуэлл Кент, Лоутон Сайлас Паркер, Джон Генри Твахтман, Ирвинг Рамзи Уайлз и другие.
Большое влияние на становление творческой манеры Уильяма Чейза оказал бельгийский художник Альфред Стевенс. После знакомства с ним, которое состоялось в Париже в 1881 году, цвета работ Чейза стали светлее, насыщеннее. Плоскостная декоративная манера проникла в творчество Чейза вследствие влияния Джеймса Уистлера. С ним художник познакомился в 1885 году.
Чейз является одним из основоположников американского импрессионизма, создававшим свой импрессионистский стиль живописи. Своими работами мастер добился как материального успеха, так и признания художественной критики. Писал преимущественно портреты, пейзажи и натюрморты. Работал маслом, также автор акварелей и офортов. Член Национальной Академии дизайна, в 1885—1895 — председатель Общества американских художников. Член импрессионистской группы Десять американских художников.
Чейз создавал полотна широкой тематики. Среди его работ были сцены из повседневной жизни, пейзажи, портреты. Художник стал одним из основоположников импрессионизма в Америке.
Чейз отдавал предпочтение пастельным тонам и свободному мазку.
Работы Чейза не только имели успех у публики и приносили ему значительный доход, но и были высоко оценены критикой.
Умер он 25 октября 1916 г. в Нью-Йорке, известным американским учителем-художником.
Челищев Павел Фёдорович
1898–1957
Павел Фёдорович Челищев (21 сентября 1898, с. Дубровка Жиздринского уезда (ныне Думиничского района Калужской обл.) — 1 августа 1957, Фраскати, Италия) — русский художник, основатель мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали.
Биография:
Родился в селе Дубровка (ныне в Думиничском районе Калужской области).
Отец — калужский помещик Федор Сергеевич Челищев (1859, Москва — 1942, Лозовая).
Математик по образованию, он ознакомил Павла Челищева с геометрией Лобачевского, которая привела будущего художника к идее «Внутренней мистической перспективы».
Видя тягу сына к живописи, выписал журнал «Мир искусства».
Ранние пейзажи Дубровки показали Коровину. Тот сказал: «Мне нечему его учить. Он уже художник».
В 1918 году многодетная семья Челищева была погружена на подводу и выселена. Павел Челищев оказался в Киеве, где брал уроки у Экстер и Мильмана.
Был картографом в добровольческой армии Деникина. Вычерчивал укрепления Сивашского перешейка.
Эмигрировал в Стамбул. Затем в Париже стал известным театральным художником труппы Дягилева.
Познакомился с Гертрудой Стайн и Эдит Ситуэлл, знаменитой английской поэтессой. Перед войной эмигрировал в США со своим партнером Чарльзом Генри Фордом.
Там он достиг мировой славы как живописец, рисовал декорации и костюмы для таких постановщиков и хореографов как Джордж Баланчин и А. Эверетт Остин.
С 1940 по 1949 годы он рисовал иллюстрации для журнала View издаваемого Фордом и Тайлером Паркером.
В 1948 уединился в Италии на вилле Фраскати.
Переписывался с сёстрами Варварой Зарудной — кремлевской учительницей литературы, Марией Клименко, репрессированной и вернувшейся из мест заключения, и двоюродным внуком — поэтом Константином Кедровым.
Челищев умер в 1957 году от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати.
Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронение тоже сохранено.
Смысл своего творчества Челищев раскрывает в письме из Нью-Йорка к сестре, кремлёвской учительнице литературы Варваре Федоровне Зарудной (Челищевой), в 1947 (письма переданы в РГАЛИ Ф.3132 внучатым племянником Константином Кедровым).
Мистическая перспектива отличается от Леонардовской тем, что мир видим не изнутри вдаль, а одновременно в смешении многих проекций сверху-снизу, изнутри-снаружи.
Челищев утверждает, что ещё в 1920-х годах нашёл универсальный модуль таких проекций и применил их в постановке последнего балета труппы Дягилева в Париже и в Лондоне в 1929.
Балет «Ода» на музыку Николая Набокова и в постановке Леонида Мясина оформлял по просьбе Дягилева Павел Челищев
Чен Хи Ло/Hilo Chen(Гиперреализм)
1942–….
Хи Ло Чен, или Хило Чен (Hilo Chen) — современный американский художник.
Работает в жанре гиперреализма.
Чен (наст. Юи Люм) родился 15 октября 1942 года в городе Илань, Тайвань, является американским художником тайваньского происхождения.
Позже в 1970-х годах получил американское гражданство.
Образование и степень бакалавра получил в архитектурном колледже Чанг Ян на Тайване.
В 1968 совершил поездку в Париж.
Хило Чен пишет картины в стиле ню и флористику: цветы и цветочные натюрморты. Профессиональное мастерство Чена, как художника-гиперреалиста, отмечается критиками не иначе, как в превосходной степени.
Тона кожи обнаженных моделей в его картинах кажутся более реальными, чем в жизни.
Рассматривая его картины, возникает ощущение, что можно дотронуться до этих женщин, которые, в свою очередь в большинстве своем, не обращают никакого внимания на зрителя.
Картины Чена находятся во многих собраниях: в музее Соломона Гугенхейма, Нью-Йорк; музее искусств Сан-Хосе, Калифорния; музее искусств Тайбэя, Tайвань; центре искусств Веро Бич, Флорида; тайванском музее искусств, Тайчунг, Tайвань; ньюпортском художественном музее, Ньюпорт, Род-Айленд.
Персональные выставки работ Чена проводятся с 1974 и по настоящее время во многих художественных центрах и галереях, в частности: галерее Луиса Мейзеля, Нью-Йорк; галерее Эсперанса, Монреаль, Канада; галерее Томасало, Крэнфорд, Нью-джерси; галерее Делайв, Амстердам, Голландия; галереях Аполло, Нан, Модерн Арт в Тайбее, Тайвань; галерее Бернардуччи, Нью-Йорк и др.
Самое обширное, на данный момент, собрание его произведений представлено в галерее Bernarducci Meisel в Нью-Йорке, где он в настоящее время живет и работает.
Хило является настоящим ценителем женской красоты.
Солнечные пляжи, море, песок и загорающие дамы – все это можно увидеть в работах автора.
Чернецов Никанор Григорьевич(Русская пейзажная живопись)
1804–1879
Художник Чернецов Никанор Григорьевич — академик пейзажной живописи, родился в 1804 году, умер 11 января 1879 г., брат Григория Григорьевича Чернецова; уступал ему в способностях и брал, главным образом, прилежанием и усидчивостью.
Он родился в г. Лухе, Костромской губернии; Общество Поощрения Художников воспитывало его на свой счет в Академии Художеств, где он обучался в классе М. Воробьева.
В 1827 году он удостоился получения серебряной медали 1-го достоинства за пейзажную живопись; в том же году за вид галереи в Императорском Эрмитаже получил вторую золотую медаль и звание художника XIV клаcса.
В 1832 году он получил звание академика за «Вид Тифлиса», а в 1844 году удостоен звания живописца Его Величества. Н. Г. Чернецов путешествовал много со своим братом.
Из массы рисунков, исполненных им во время путешествия с братом в 1831—1840 гг., составилось четыре портфеля, которые приобрела Академия Художеств.
В 1844—1845 гг. был издан альбом «Палестина. Виды, рисованные с натуры академиками Г. и Н. Чернецовыми в 1842—1843 годах».
Издание это, в большой лист, выходило тетрадями, которых всех вышло четыре с шестью рисунками в тетради.
К каждой тетради приложен лист объяснительного текста; обложка весьма красиво иллюстрирована.
В 1844 году по возвращении из Палестины, он получил от Академии вознаграждение в 1000 руб.
В 1846 году Никанор Чернецов отправился в Италию, причем Академия постановила выдавать ему по 1500 руб. в год.
Из картин, нарисованных им, в свое время пользовались известностью за большую тщательность отделки и верность, «Вид Иосафатовой долины», «Вид реки Нила в Каире», «Вид Гурзуфа», «Вид горы Ай-Петри в Крыму», «Вид Александрии».
Некоторые из названных картин находятся в Императорской Академии Художеств; в Русском музее Императора Александра III в настоящее время находятся следующие картины: «Вид г. Саратова при закате солнца», «Развалины церкви в г. Кутаисе» (Зал XIII). Альбомы, приобретенные Академиею в 1874 году, содержат 1274 рисунка видов Крыма, Волги, Египта, и других местностей.
К сожалению,творческие успехи братьев были обратны их достижениям в материальных и финансовых делах.
В 1865 г. Никанор Чернецов с трудом находит средства на похороны Григория.
Впереди у Н.Чернецова бали годы трудов тяжких,хотя жизненная и творческая энергии не покидали художника.
Чернышев Алексей Филиппович(Бытовой жанр, пейзаж)
1824–1863
Чернышев, Алексей Филиппович — академик, родился в 1824 г. в гор. Оренбурге, в семье из податного сословия (в формулярном списке он показан происхождением из солдатских детей). С раннего детства у него появилась страсть к рисованию. Первыми учителями рисования у него были сначала старик-иконописец, а потом один из его родственников.
Начальник Оренбургского края В. А. Перовский, обратив внимание на 17-тилетнего юношу, отправил его в 1841 г. в СПб. и способствовал ему поступить в академию художеств пенсионером общества поощрения художников. В академии Ч. был учеником профессора M. H. Воробьева и вначале занимался пейзажем, но затем обратился к изображению бытовых сцен. С 1848 г. развитие его дарования быстро двинулось вперед: получив в этом году малую серебряную медаль за «Вид в Финляндии», он через год после того был награжден большой такой же медалью за «Домашнюю сцену из финляндской простонародной жизни», а еще через год удостоен малой золотой медали за картину «Прощанье уезжающего офицера с его семейством» и, наконец, в 1851 г. выпущен из академии со званием классного художника и большой золотой медалью, присужденными ему за написанную по программе картину «Обручение». Все эти произведения, а также картина «Шарманщик», находившаяся на академической выставке 1852 г. (теперь она в московском Публичном музее), в особенности же занимательные, бойкие изящные рисунки Ч., выказывавшие его ум и тонкую наблюдательность и расходившиеся в большом количестве по альбомам Высочайших особ и любителей художеств (они приобрели ему звание придворного рисовальщика с жалованием по 600 руб. в год), позволяли ожидать от него в будущем произведений еще более мастерских. К прискорбию, эти ожидания не оправдались. Как питомец академии, удостоенный большой золотой медали, Ч. в 1853 г. отправился для дальнейшего своего усовершенствования в Италию с содержанием от правительства и поселился в Риме. Здесь он продолжал трудиться, но уже не с прежними усидчивостью и успехом. Причиной тому — начало постигшей его тяжкой болезни — размягчения мозга. Удручаемый ипохондрией, ослаблением зрения и ревматическими болями, он искал исцеления в Вене, на севере Франции и в Швейцарии, но напрасно: недуг неудержимо подтачивал его натуру и вместе с тем убивал его дарование. Исполненные в чужих краях картины Ч., «Римские пифферари перед Мадонной» (находится в московском Публичном музее), «Нападение итальянских бандитов на дилижанс», «Рыбный рынок в Бретани» и др. были значительно слабее его прежних работ. Несмотря на то, академия, до возвращения его в 1860 г. из-за границы, возвела его за них в звание академика. После того он все более и более утрачивал способность к труду и, постепенно угасая, был, наконец помещен в петербургское заведение Штейна для душевнобольных, где и умер в 1863 году.
Чима да Конельяно/Cima da Conegliano(Ренессанс)
1459-1518
Чима да Конельяно ( Чима из Конельяно, итал. Cima da Conegliano, имя при рождении — Джованни Батиста Чима, итал. Giovanni Batista Cima; род. ок. 1459 в Конельяно;
умер там же в 1517 или 1518 году) — итальянский художник венецианской школы живописи эпохи Ренессанса.
Родился приблизительно около 1460 года в городе Конельяно.
Полное имя Джованни Баттиста Чима (Giovanni Batista Cima).
Прозванный по имени родного города, художник Чима да Конельяно писал преимущественно алтарные иконы и картины религиозного содержания с обязательным пейзажем на заднем плане.
Работал в окрестностях Венеции и вероятно в ателье Джованни Беллини, чьё влияние прослеживается в его творчестве.
Имел прозвище «бедный человек Беллини».
Также испытал влияние Антонелло да Мессина, Джорджоне и раннего Тициана.
Известен своими ландшафтами и пейзажами в манере Джованни Беллини. Имел прозвище “Бедняга Беллини”.
Популярность в 18 веке приобрел как “венецианский Мазаччо”.
Картины да Конельяно отличает лиричность, благородная простота образов, золотистый колорит, сила и гармоничность красок, характерность и выразительность представленных неподвижно в покорном смирении лиц, классическая красота персонажей, их сосредоточенная молитва, видимая связь человека с окружающей природой, тщательность деталей, широкая и красивая укладка драпировок и прозрачность света.
Многие из картин Чимы да Конельяно различаются от писанных схожими с ним мастерами тем, что на заднем плане его картин изображен пейзаж с мотивом, взятым из гористых местностей родины художника — Фриуля.
Пейзаж представляет невысокие холмы с замками и городскими стенами, поля и одинокие деревья, а на первом плане — скала с богатой растительностью или прекрасный портик.
Живопись художника Чима да Конельяно отличается характерным для венецианской школы звучным золотистым колоритом, величественной торжественностью композиции, поэтическим ощущением связи человека с мирозданием (“Введение во храм”, около 1500, Картинная галерея, Дрезден; “Благовещение”, 1495, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Творчество Чима да Конельяно повлияло на манеру живописи Тициана.
Скончался Джованни Баттиста Чима да Конельяно в своем родном городе Конельяно в 1517 или 1518 году (точно не установлено).
Насчитывается около сотни живописных произведений Чимы да Конельяно, из них — прим. 30 алтарных панно, 4 складня, 2 триптиха, 19 Мадонн с младенцем, 14 Благовещений и 5 Св. Иеронимов в пустыне.
Техника живописи:
Первоначальные полотна — это темперная живопись, но очень скоро Чима да Конельяно переходит, как и большинство его товарищей, на смесь сочной темперы (разведенной на яйце) с масляными красками.
Писал в основном по дереву, но сохранилось и несколько холстов.
Посмертно:
Среди его последователей называют Витторе Карпаччо, Тициана и даже Дюрера. В XVIII веке имел славу «венецианского Мазаччо»; оставался популярным до конца 19-го века, но в двадцатом его слава закатилась.
В родном городе Чимы из Конельяно существует дом-музей живописца (Casa museo di Giovanni Battista Cima).
Выставки:
Дворец Треченто, Тревизо, Карло Скарпа, 1962
Дворец Сарчинелли, Конельяно, Giovanni C.F. Villa, 2010
Музей в Люксембургском саду, Париж, Giovanni C.F. Villa, 2012
Чимабуэ Джованни(Итало-византийское искусство)
1240 — 1302
Его настоящее имя Ченни ди Пепо; прозвище Чимабуэ означает «Быкоголовый».
Он был последним итальянским художником, работавшим в византийской манере.
Родился ок. 1240.
Его настоящее имя Ченни ди Пепо; прозвище Чимабуэ означает «Быкоголовый». Он был последним итальянским художником, работавшим в византийской манере.
Те или иные живописные произведения приписываются ему на основании стилистического сопоставления с мозаикой, изображающей св. Иоанна Крестителя из апсиды собора в Пизе (единственной работы, принадлежность которой Чимабуэ засвидетельствована документально), и образом св. Иоанна из фрески Распятие в Верхней церкви в Ассизи, которая считается одним из прекраснейших его творений.
Стилистическое сходство с Распятием обнаруживают несколько образов, отличающихся большой внутренней силой и экспрессией.
В Верхней церкви в Ассизи стиль Чимабуэ заметен в большинстве потемневших фресок хора и трансепта.
Среди этих фресок: сцены Апокалипсиса, Успение и Прославление Богоматери, чудеса и мученичество апостолов Петра и Павла и второе большое Распятие, сейчас почти полностью утраченное.
В правом крыле трансепта Нижней церкви находится грубо прописанная фреска с изображением Мадонны на троне и Св. Франциска.
Самой известной работой Чимабуэ, исполненной в технике темперной живописи, является большая Мадонна на троне (написанная для церкви св. Троицы во Флоренции, сейчас – в галерее Уффици).
Знаменитая МадоннаРучеллаи сейчас признается ранней работой сиенского мастера Дуччо ди Буонинсенья. Два деревянных Распятия, приписываемых Чимабуэ, находятся в церкви Сан Доменико в Ареццо и в музее Санта Кроче во Флоренции.
Возможно, еще одна его работа – полиптих из Вашингтонской Национальной галереи, но эта атрибуция не является общепринятой.
Данте мельком упоминает художника в Чистилище (XI, 94–96: «Кисть Чимабуэ славилась одна, а ныне Джотто чествуют без лести, И живопись того затемнена»).
Джорджо Вазари рассказывает о том, как МадоннаРучеллаи была пронесена по улицам Флоренции под приветственные крики толпы; как Чимабуэ встретил Джотто, рисующего на камне овцу, и взял его к себе в ученики;
как Чимабуэ безжалостно уничтожал свои произведения, если они ему не нравились. Чимабуэ удалось достичь высокого мастерства в создании жесткой, структурной формы и ясной, логически выверенной композиции.
Умер Чимабуэ ок. 1302.
Чистяков Павел Петрович(Бытовой и портретный жанр)
1832 — 1919
Чистяков Павел Петрович — русский исторический живописец, художник бытового и портретного жанра, выдающийся педагог.
Родился в 1832 году в селе Пруды Тверской губернии Бежецкого уезда.
Первоначальное образование получил в бежецком уездном училище.
Своим развитием в немалой степени Чистяков обязан отцу, крепостному крестьянину в имении генерал-майора Артамона Тютчева, понимавшему всю важность просвещения.
В 1849 году Чистяков поступил в ученики Императорской Академии художеств, в которой ближайшим его наставником был профессор Петр Васильевич Басин.
Получив в академии все установленные серебряные медали за классные рисунки и этюды с натуры в 1854-1858 годах, Чистяков выступил конкурентом на малую золотую медаль и приобрел ее в 1860 году исполненной по программе картиной «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту».
В 1861 году Чистяков окончил курс Академии со званием художника XIV класса, с большой золотой медалью, полученной за написанную также по программе картину «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного», и с правом на путешествие за границу в качестве пенсионера академии.
Полное и правильное название дипломной картины Чистякова — «На свадьбе великого князя Василия Васильевича Темного великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно».
Покинув Россию в 1863 году и посетив некоторые города Германии, художник работал в Париже и Риме.
В Италии Чистяков много трудился над изображением различных человеческих типов.
В 1864 году художник приступил к созданию большой картины на тему древнеримской истории «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия», сделал много этюдов и зарисовок.
Над картиной он работал почти всю свою жизнь, но так ее и не завершил. В 1867 году он написал картину «Римский нищий».
За эту и другие картины («Голова чучарки» и «Француз, собирающийся на публичный бал») художник получил звание академика по возвращении в Петербург в 1870 году.
С этого момента и до конца дней жизнь Чистякова будет почти полностью отдана Академии художеств.
В последующие годы Чистяков, посвятив себя главным образом преподавательской деятельности, очень редко появлялся перед публикой со своими новыми произведениями, из которых важнейшим надо признать «Старого боярина» (1876, находится в Третьяковской галерее в Москве).
В 1872 году Чистяков получил в Академии должность адъюнкт-профессора, а по преобразовании этого учреждения в 1892 году назначен членом академического совета, профессором высшего художественного училища и заведующим мозаичной мастерской.
Именно под его руководством велись данного вида работы в храме Христа Спасителя в Москве, Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христа в Петербурге.
К концу педагогической деятельности Чистякова число его учеников было огромно. Не говоря уже об академических классах Чистякова, в которых обучалось несколько сотен студентов; большинство русских художников второй половины XIX века, в той или иной мере пользовались его советами и указаниями.
А многие прошли у него систематическую школу, в их числе — В. Борисов-Мусатов, И. Остроухов, Е. Поленова, В. Савинский, Г. Семирадский и многие другие.
Но лучшим свидетельством педагогической деятельности Чистякова в истории русского искусства служит плеяда его выдающихся воспитанников — Васнецов, Врубель, Поленов, Репин, Серов, Суриков.
К Чистякову шли учиться или, вернее, доучиваться даже выпускники, окончившие Академию художеств с золотыми медалями.
Чумаков Федор Петрович(Исторический жанр, портрет)
1823–1899
Чумаков Федор Петрович — русский исторический живописец и портретист.
Родился в 1823 году. С 1834 по 1840 год воспитывался в театральном училище в Санкт- Петербурге, откуда и поступил в Академию художеств как стипендиат Общества поощрения художеств.
Обучался в классе профессора религиозной, исторической и портретной живописи Петра Васильевича Басина.
Получив при прохождении академического курса две серебряные медали, малую и большую, за портретные этюды, вынужден был по болезни прекратить свои занятия в академии и, удостоенный звания художника с правом получения в будущем XIV класса, в 1850 году уехал в Италию на лечение.
Пребывание в теплых солнечных краях пошло живописцу на пользу.
Он поправил свое здоровье и по возвращении в Россию в 1852 году, за представленные на академическую выставку картины: «Девушка из Альбано близ Рима» и «Вакханка», был признан академиком.
В 1857 году Чумаков уехал вновь за границу и поселился в Париже, где не раз выставлял свои произведения во французском Салоне; одно из них, «Истязание Спасителя», в 1865 году заслужило особенные похвалы журнальной критики и было приобретено французским правительством.
Президент российской Академии художеств того времени великая княгиня Мария Николаевна Романова приобрела у Чумакова в Париже ряд работ.
B 1866 году Чумаков привез в Санкт-Петербург большую картину «Спаситель и богач», которая была приобретена императором Александром II и подарена Академии художеств.
Названные композиции, а также картина «Распятие» явились поводом для награждения талантливого художника орденом святой Анны третьей степени.
В последние годы своего творчества Чумаков писал почти исключительно портреты и идеальные головки молодых женщин в стиле Жана Батиста Греза.
Чумаков Федор Петрович скончался в 1899 году.