Перечень художников — в конце страницы.
Ционглинский Иван Францевич(Портрет, исторический жанр)
1858–1912
Ционглинский Иван Францевич (Ciaglinski Jan) — российский живописец польского происхождения, художник исторического и бытового жанра, автор многочисленных портретов и пейзажей.
Родился в 1858 году в Варшаве в семье обедневших польских дворян.
Получил общее образование в Варшавской третьей гимназии, курс которой окончил в 1876 году.
До 1879 года Иван Ционглинский посещал занятия на факультетах Варшавского университета. Одновременно занимался в рисовальном классе Варшавского художественного училища.
Ционглинский все более и более увлекался любовью к искусству, которая в конечном счете побудила его покинуть Варшавский университет.
Страсть к живописи перевесила его юношеские устремления к наукам. В 1879 году Ционглинский отправился в Санкт-Петербург для обучения в Императорской Академии художеств.
Сначала Ционглинский обучался живописи в качестве вольноприходящего ученика, а затем и как полноправный академист.
В 1880 и 1881 годах во времена занятий в классах Академии получил две малые и две большие серебряные медали.
В 1884 году Ционглинский написал по конкурсной программе картину: «Притча о богаче и Лазаре», за которую был награжден малой золотой медалью, а в следующем году по исполнении выпускной академической программы на тему «Овчая купель» удостоился звания художника первой степени.
После окончания Академии художеств в 1885 году Ционглинский продолжил писать портреты, жанры и исторические картины.
Произведения художника стали регулярно экспонироваться на академических и других петербургских выставках.
Среди них наиболее интересны: «Портрет молодой дамы» (Русский музей, Санкт-Петербург), «Мария Потоцкая в гареме Бахчисарая» и другие картины.
С 1888 года Ционглинскому было доверено преподавание в Рисовальной школе Императорской Общества поощрения художеств.
В 1894 году Ционглинский неторое время проработал в Париже, попутно совершенствуя свою технику живописи, кроме Франции художник побывал несколько раз в Италии, Испании, а также в Греции, Марокко, Алжире, Тунисе, Египте, Палестине, Турции, Индии, на Цейлоне и в других странах.
В конце 1890-х годов Ционглинский стал одним из основателей художественного объединения «Мир искусства».
С 1902 года уже в звании профессора преподавал в Высшем художественном училище при Академии художеств.
В 1902 году художник был удостоен почетного звания академика.
В 1911 году Ционглинский стал действительным членом Академии художеств.
Иван Францевич Ционглинский скончался в 1912 году в Санкт-Петербурге.
Последней волей художника была передача в Польшу около тысячи созданных им работ.
В 1920-х годах художественное наследие Ционглинского было распределено между музеями Польши, большая часть работ художника находится в Национальном музее в Варшаве, также картины художника хранятся в музеях Кракова, Лодзи, Львова.
Цорн Андерс Леонард/Zorn Anders(Импрессионизм)
1860–1920
Андерс Леонард Цорн (швед. Anders Leonard Zorn, 18 февраля 1860 — 22 августа 1920, Мура) — шведский живописец, график и скульптор.
Родился он в крестьянской семье на хуторе близ провинциального городка Мора.
Художественные наклонности проснулись в нем рано.
Будучи подпаском, Андерс любил вырезать небольшие фигурки из дерева.
И эту привязанность к скульптуре он сохранил на всю жизнь, хотя в дальнейшем отдавал предпочтение живописи и графике.
Одним из самых страстных желаний матери художника, которая смотрит на нас со многих портретов Цорна взглядом мудрой и покойной старости, было, чтобы ее сын жил тихой, размеренной жизнью в родном селе.
И Цорн, в общем-то, выполнил это материнское желание, только не сразу.
В пятнадцать лет, покинув родное селении, он переехал в Стокгольм.
Здесь Цорн получил художественное образование, два года проучившись в художественно-промышленной школе и четыре года в Академии художеств.
А в двадцать один год молодой художник отправился путешествовать. К этому времени он был уже достаточно знаменит.
Заказчиков поражала быстрота его кисти и точность глаза.
Талант и общительность помогли ему познакомиться с самыми интересными людьми своего времени. Известны его портреты Анатоля Франса, французского актера Коклена, выдающегося французского скульптора Огюста Родена, русского скульптора П. Трубецкого и многих, многих других.
В 1882-1885 работал в Великобритании, в 1888-1896 — в Париже, посещал Италию, Испанию, Россию, США.
Окончательно Цорн поселился в Море в 1896 году. С тех пор до самой смерти, наступившей в 1920 году, художник редко и ненадолго покидал родное село. Впрочем, поездки по свету не прошли для него бесследно.
Особенно плодотворными оказались годы, проведенные в Париже (1887 – 1893), где в ту пору работали художники-импрессионисты Моне, Дега, Писсарро, Сислей, Ренуар.
Цорн оказался свидетелем их последней общей выставки 1888 года.
Был лично знаком со многими мастерами и в какой-то мере стал не только их поклонником, но и последователем.
Но Цорн не стал безоглядным последователем французского импрессионизма, навсегда сохранив верность национальным традициям в живописи и своему оригинальному таланту.
Выбрав мотив, Цорн изображал его в разнообразных техниках – сначала в офорте и акварели, а затем в масле.
Работая над офортом, художник расставлял основные акценты, предельно сгущая штриховку в тени и оставляя почти нетронутой поверхность листа на участках освещения.
Выдающийся русский критик В. В. Стасов в своей книге об искусстве XIX века отметил большую роль шведского художника не только в национальном, но и в мировом искусстве.
По словам Стасова, Цорн писал «всегда только то, что собственными глазами видел… но повсюду… вносил своею великою кистью столько правды жизни, света, поэзии, элегантности, жизненной радости, светлой души, что… бесспорно, является одним из самых блестящих представителей не только шведского, но европейского искусства».
Испытав влияние импрессионизма, Цорн работал в свободной и виртуозной, почти эскизной манере, сочно и смело лепя формы широким мазком (“Танец в Иванову ночь”, 1897; “Тост”, 1897; “Девушки в бане”, 1906, — все в Национальном музее, Стокгольм).
Индивидуальность модели, своеобразие мимики, жеста, мимолетного выражения лица остро схвачены в портретах Цорна (портрет С. И. Мамонтова, 1896, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), богатой игрой света и тени отличаются его многочисленные офорты (“Омнибус”, 1891; “Мадонна”, 1900).
Мягкая обобщенность пластической формы свойственна исполненным Цорном бронзовым статуэткам.
Цуккарелли Франческо/Zuccarelli Francesco(Рококо и Неоклассицизм)
1702–1788
Франческо Дзуккарелли (итал. Francesco Zuccarelli; 15 августа 1702 — 30 декабря 1788) — итальянский художник.
Биография:
Родом из южной Тосканы. Был учеником сперва Паоло Анези во Флоренции, а потом Джованни-Мария Моранди и Пьетро Нелли в Риме, намеревался посвятить себя исторической живописи в духе Клода Лоррена, но, случайно взявшись за пейзаж, увидел в нём свое настоящее призвание и сделал его своею специальностью. На следующем этапе, уже в Венеции, Дзуккарелли стал склоняться к пасторальной живописи в духе Джузеппе Дзаиса. Хотя Цуккарелли и родился в Тоскане, он принадлежит к венецианской школе, поскольку работал всю жизнь в Венеции.
Работал сначала в Риме, а затем в Венеции, где ему покровительствовал английский консул Смит. Именно он предоставил ему случай отправиться в Англию. В первой половине XVIII века Франческо Цуккарелли совершил поездку в Лондон, где картины художника стали пользоваться большим успехом.
По возвращении в Венецию, он продолжал писать пейзажи, сбывая многие из них в Вену и Дрезден. При второй поездке в Англию он задержался там более чем на 20 лет, работал с 1752 по 1773 год, став в 1768 одним из основателей Королевской Академии художеств. Также Цукарелли писал декорации для Лондонского оперного театра и виды Темзы.
Интересный факт приводит сайт виртуального художественно-исторического музея «Планета Small Bay Ltd»: «В Англии, как считается, творчество Франческо Цуккарелли повлияло на становление живописной манеры Джошуа Рейнолдса.
Занимательно, что во многие свои работы Цуккарелли вставлял маленькое изображение тыквы в качестве своеобразной подписи-виньетки; его фамилия дословно переводится с итальянского как «маленькая тыква».
Последние годы своей жизни он провел во Флоренции. Кроме живописи, он занимался гравированием; из многочисленных произведений его по этой отрасли искусства лучшими считаются «Мадонна» с Андреа дель-Сарто и «Кавалерийская битва» с Симонини (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона) .
По данным Электронной энциклопедии живописи, «По сравнению с пейзажами Марко Риччи, оказавшими на него влияние, пейзажи Цуккарелли более идеалистичны по характеру, им присуще более светлое и оптимистическое видение природы, истолкованной в грациозной идиллической манере, что выражается, в частности, в приветливости его пасторальных сюжетов. В поздних работах, возможно, под влиянием Каналетто, художник придает своим композициям подлинно космический масштаб.
Работы Цуккарелли имели огромный успех, как в Венеции, так и в Англии, Прекрасные собрания его картин хранятся в венецианской галерее Академии, в Академии Каррара в Бергамо, в собрании Борромео в Изола Белла, а также два фантастических пейзажа, исполненных в соавторстве с Антонио Визентини, в Виндзорском замке в Англии. Кроме того, работы художника широко представлены в английских музеях (Глазго, Лондон, Оксфорд, Кембридж) и частных собраниях» .
В России одна из его работ хранится в собрании Музея частных коллекций Международного Института Антиквариата [3], входящего в ASG Инвестиционную группу компаний . Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге владеет двумя пейзажами этого мастера .
Братья Цуккари Таддео/Zuccari Taddeo и Федериго /Federigo(Возрождение и Маньеризм)
1529-1566 и 1542/43-1609
Братья Цуккари (Zuccari) — итальянские живописцы эпохи Позднего Возрождения и периода маньеризма.
Во второй половине 16 столетия наряду с Флоренцией декоративная живопись получает огромное распространение в Риме, где крупнейшими мастерами этого жанра являлись братья Цуккари: Таддео и Федериго, бывший настоящим диктатором художественной жизни Рима второй половины 16 века.
В отличие от Вазари и Сальвиати в своих декоративных росписях Цуккари больше ориентируются на традиции школы Рафаэля.
Но, по существу, они создают столь же риторическое, условное, лишенное жизни искусство, что и их флорентийские собратья (фрески Таддео и Федериго Цуккари в Капрароле, 1559—1566, посвященные прославлению рода Фарнезе, росписи Федериго Цуккари в Ватикане и др.).
О характерной для мастера позднего маньеризма двойственности творческого облика Федериго Цуккари свидетельствуют его портретные зарисовки, в которых в противоположность академической холодности его фресок есть острота и жизненная непосредственность.
Таддео Цуккари родился 1 сентября 1529 года в Сант-Анжело ин Вадо округа Урбино, в семье безвестного художника Оттавиано Цуккаро.
В возрасте 14 лет отправился в Рим изучать живопись. Начиная с 17 лет, начинает работать ассистентом у Корреджо в Парме.
В 1548 году возвращается в Рим и начинает работать самостоятельно. Работал главным образом в Италии.
Умер в возрасте 37 лет в Риме 2 сентября 1566 года, был похоронен в Пантеоне, могила располагается рядом с могилой Рафаэля.)
Цуккари Федериго (1542/43-1609) — итальянский живописец, архитектор и теоретик искусства, младший брат Таддео Цуккаро.
Работал в Ватикане и в Испании, часто принимал участие в заказах брата.
В 1593 в собственном палаццо в Риме Федериго Цуккари основал художественную Академию святого Луки и последние годы жизни целиком посвятил теории искусства (особенно, теории рисунка как основы всякого искусства).
В 1607 году в свет вышла книга Федериго Цуккари «Идея скульпторов, живописцев и архитекторов».
Скончался Федериго Цуккари 20 июля 1609 в Риме
Цюбер-Бюхлер Фриц/Fritz Zuber-Buhler
1822–1896
Fritz Zuber-Buhler — представитель академического стиля в живописи.
Fritz Zuber-Buhler родился в 1822 в Ле Локле, Швейцария, переехал в Париж в возрасте шестнадцати лет, чтобы начать самостоятельное обучение у Луи Гросклода, прежде чем официально поступить в Художественное училище в студию Франсуа-Эдуарда Пико.
Это был тот Пико, кто создал сообщество живописцев академического стиля , поскольку сам он был академическим живописцем, обучавшимся у Жака Луи Давида, у которого учились и его такие современники, как Уильям Бугеро, Александр Кабанель, Леон Перро,и многие другие академисты, в том числе и Пико, который оставался верен академической традиции, передавая это многим своим студентам, которые тоже, стали живописцами академического стиля.
Совершенствуя свои навыки , обучаясь в Париже, многие студенты совершали паломничество в Италию, которая оставалась источником вдохновения многим художникам, благодаря возможности видеть картины старых мастеров, и изучить высокий стиль пейзажной живописи.
Художник, также отправился учиться в Италию, в возрасте девятнадцати лет. Он отсутствовал в Париже пять лет.
В 1843-44 гг Фриц был студентом Берлинской академии. После путешествий и обучения в Париже, Италии и Берлине, художник вернулся в Париж , чтобы устроить свою карьеру художника.
Он начал выставлять свои работы, в различных художественных салонах и галереях, начав с ежегодного Салона, выставив там в 1850 году, картины «Детство Бахуса», «Мадонна и младенец Иисус», «Портрет Мадам Маркизы F. и «Прах возвращается к праху и Дух поднимается к Богу вдохнувшему его».
Он выставлялся в многих Салонах и своими зарисовками, пастелями и акварельными работами.
В 1876 году он принимал участие и в выставке в Пенсильванской академии высоких искусств, в США.
Совершенно естественно, что его работы академического стиля принимались на всех салонах, так как жюри этих салонов нехотя принимали другие стили.
Работы художника примечательны своими романтичными и мифологическими сюжетами, детализированными композициями и элегантным стилем живописи. Картины художника хранятся в музеях Берна, Лолокля и Нешателя в Швейцарии и Монпелье во Франции.
Он умер 23 ноября 1896 года в Париже.