Жерве Анри( Henri Gervex)
1852–1929
Анри Жерве (фр. Henri Gervex, 1852 — 1929) — французский исторический жанровый и портретный живописец, ученик Бриссе, Фромантена и Кабанеля.
Впервые стал известен картинами мифологического содержания, исполненными в духе французского идеализма, например, «Сатир, играющий с вакханкой» (Люксембургская галерея, в Париже) и «Диана и Эндимион», а потом, примкнув к группе peaлистов, стал писать, кроме портретов, также сцены парижской жизни.
Сильный колорит, щегольство широкой кисти и искусная игра световыми эффектами являются главными достоинствами его произведений, которые, однако, можно иногда упрекнуть в неглубоком содержании и расчёте на слишком грубое пробуждение эмоций в зрителе.
Главные из таких произведений: «Анатомирование трупа в больнице» (1876), «Причащение в парижской церкви пресвятой Троицы» (1877),
«Ролла» (1878, на тему из поэмы А. Мюссе), «После бала» (1880), «Контора благотворительного учреждения» (1883), «Заседание жюри по живописному отделу парижского салона» (1885), «Перед операцией» (1887)
Жерве Жан Поль(Gervais, Paul Jean)
1859–1936
Жерве Поль Жан (Gervais Paul Jean, 1859–1936) — французский художник, классицист. Родился в Тулузе в 1859 г.
Умер в 1936 г.
Он учился в Школе Изящных Искусств г. Тулузы, затем в Париже.
Был учеником Жана Леона Жерома и Габриэля Феррье. Писал на исторические темы, занимался настенной живописью.
Выставочную деятельность начал в 1881. Член Ассоциации французских художников. Работы были отмечены престижными наградами на выставках во Франции (1898, 1900, 1908).
Писал произведения на аллегорические темы, светские сцены и портреты.
Был очень популярен у современников, получал большое количество государственных и частных заказов.
Работал в области монументальной живописи, создал росписи интерьеров Казино в Ницце, Отель de Paris в Монте-Карло и др.
Работы хранятся в художественных музеях Тулузы и Марселя.
Жером Жан Леон
1824–1904
Жан Леон Жером (фр. Jean-Léon Gérôme) — французский художник, представитель академизма.
Прославился картинами разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока.
Сын золотых дел мастера, начальное художественное образование получил в родном городе и, приехав в 1841 г. в Париж, поступил в ученики к П. Деларошу, вместе с которым, в 1844 г., отправился в Италию, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры.
Вернувшись в Париж, работал некоторое время под руководством Глейера, а потом снова у Делароша.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе).
За нею последовали: «Анакреонт, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848) и «Греческий лупанарий» (1851) — сцена, в которой уже ясно выражалась одна из главных черт многостороннего таланта живописца, а именно его уменье смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность.
Подобная же двусмысленная картина Жерома появилась в салоне в 1853 г. под невинным названием «Идиллия».
Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на неё художника и мастерству его техники, сделала его вождём особой группы в среде французских живописцев — группы так называемых «неогреков».
Написанная им в 1855 г. картина «Век Августа», с фигурами в натуральную величину, может рассматриваться только как неудачная экскурсия в область исторической живописи в строгом смысле слова.
Несравненно больший успех имели «Русские солдаты-песельники» — сцена, написанная по этюдам, сделанным во время поездки Жерома в 1854 г. через Россию в Молдавию.
Ещё лучше его высоко драматическая «Дуэль после маскарада» (1857) и появившиеся после поездки художника на берега Нила «Египетские рекруты, конвоируемые албанскими солдатами в пустыне» (1861).
Разделяя таким образом свою деятельность между Востоком, Западом и классической древностью, Жером пожинал, однако, наиболее обильные лавры в области последней.
Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие.
Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме»,«Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты, играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867); порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда).
В мастерской художника обучались многие художники с Востока, в том числе Осман Хамди Бей и Халиль Паша.
Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретённой им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий; 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876).
Во всех восточных жанрах художника поражает изящная и добросовестная передача климата, местности, народных типов и малейших частностей бытовой обстановки, изученных им при неоднократном посещении Египта и Палестины; в то же время, в его картинах классической древности можно видеть не столько греков и римлян, сколько людей новейшего времени, француженок и французов, разыгрывающих пикантные сцены в античных костюмах и среди античных аксессуаров.
Рисунок у Жерома — безукоризненно-правильный и выработанный во всех подробностях; письмо — тщательное, не сухое; колорит — не блестящий, несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный; особенно мастерски владеет художник освещением.
В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали своё внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром».
Жирарде Эжен Алексис
1853–1907
Жирарде Эжен Алексис родился в Париже 31 мая 1853 г. в такой швейцарской семье, где уже несколько поколений занимались гравюрой и картинами.
Безусловно, Жирарде еще в нежном возрасте познакомился с кистью и холстом, ведь едва достигши семнадцати лет, он уже продал свою первую картину.
Он обучался в Париже в Школе Изящных Искусств (Ecole des Beaux-Arts) под руководством Жана-Леона Жерома; именно в мастерской этого художника Жирарде пленился сценами Ближнего Востока. За своим учителем в 1874 г. он совершил первую поездку в Испанию и Марокко. В это время влияние полученного академического образования на его технику живописи было еще сильно.
Поездка Жирарде в Алжир и Тунис в 1877 г. помогли ему понять, что же он ищет в Африке: он бы хотел видеть города, которые не подверглись европейскому влиянию. Он противопоставил романтизации Северной Африки (ведь многие представляли этот край в образе финиковых листьев, медленно покачивающихся на закате) реалистичное изображение пустыни и ее обитателей.
Например, в картине «Караван верблюдов в пустыне на рассвете» он изображает суровые силуэты верблюдов, караванщиков и пустынное утро с розово-лимонным небом.
Изыскания Жирарде завели его далеко на юг, к оазисам Сахары, Эль-Кантарра и Бу-Саада. Примечательно, что там он встретился с Этьеном Дине (французским художником-ориенталистом, который считается одним из ярчайших представителей этого жанра.
Этьен Дине не только подолгу жил в Северной Африке, преимущественно в Алжире, но и принял мусульманство). Эта встреча с ним в 1877 г. оказала огромное влияние на творчество Жирарде. Присущий ему академический реализм уступил место тому, что можно назвать «более этнографическое отношение к предмету»
В 1877 г. Жирарде вернулся в Париж и вместе с тринадцатью другими художниками сформировали новую организацию «Общество французских художников-ориенталистов» (Société des Peintres Orientalistes Français).
Эта организация станет для Жирарде основным местом, где он будет показывать свои картины, хотя он также показал свои работы в Парижском Салоне с 1878-1880 гг. В 1890 г. он присоединился к «Национальному Обществу Изящных Искусств» («Société Nationale des Beaux-Arts» — как известно, это отделившаяся организация, которая позволила всем художникам выставлять свои работы).
За пределами Франции Жирарде выставлял свои работы в галереях Лондона, Женевы, Мюнхена и Берлина. В 1906 г. художник участвовал в «Колониальной выставке» (Colonial Exposition) в Марселе, хотя бедуинскую культуру, которая так очаровала поколение художников Жирарде, подвинули пожиратели огня из Французской Полинезии и камбоджийские танцоры.
На протяжении последних двух десятилетий XIX в. Жирарде продолжил свое путешествие по Северной Африке и Ближнему Востоку.
В 1898 г. он отправился в Египет и Палестину, живописал Каир и Иерусалим.
Стилистически его работы показали увеличение влияния импрессионистов с более свободной живописной манерой и растущим вниманием к пятнистым световым эффектам.
Эжен Жирарде умер 31 октября 1907 г. в Париже.
Жиро Виктор Жюльен/Victor Julien Giraud
1840–1871
Сын художника Пьера Франсуа Эжена Жиро.Первые уроки живописи получал у отца.3 апреля 1856 года он поступил в Школу изящных искусств в Париже, где учился у художника Франсуа — Эдуара Пико (François-Édouard Picot, 10 октября 1786 – 15 марта 1868). 22 июня 1859 года молодой художник получил первый крупный заказ на копию картины Бартоломе Эстебана Мурильо «Дева Розария» для одной из церквей в Манше.
Свои первые картины Виктор представил в парижском Салоне в 1863 году и выставлялся там в течение семи лет. На выставках Салона 1867 и 1868 года Жиро-младший получил медали за картины «Работорговец» (Un marchand d’esclaves) и «Возвращение мужа» (Le Retour du mari).
Искусствоведы и критики восхищались этими работами и прочили художнику блестящее будущее, о нем тепло отзывался в своих статьях Теофиль Готье. Но в 1870 году Виктор Жиро, вступивший в Национальную гвардию, во время осады Парижа был убит во время уличной перестрелки.
Жиро Пьер Франсуа Эжен/Pierre François Eugène Giraud
1806–1881
Французский живописец — жанрист и портретист.
В 1821 году Жиро поступил в Школу изящных искусств в Париже, где его учителями были живописец, ученик Давида, профессор с 1824 года Луи Эрсан (Louis Hersent, 10 мая 1777 – 2 октября 1860) и гравер, член Академии изящных искусств с 1826 года Жозеф Теодор Ришомм (Joseph Théodore Richomme, 28 мая 1785 – 22 сентября 1849), создавший много гравюр картин великих художников своего времени – Франсуа Жерара, Пьер-Нарцисса Герена, Энгра и т.д.
В 1826 году Жиро получает Римскую премию за свои гравюры.
Уехав продолжать свое обучение в Италии, молодой художник довольно долго прожил в этой стране.
Первое время он занимается практически только гравюрами, но позже решил посвятить себя исключительно живописи.
Картины Жиро изображают исторически-бытовые сюжеты, жанровые сцены современной ему итальянской, испанской и восточной жизни.
Изображая восточно-гаремные сцены, художник вошел также в список французских представителей ориентализма.
Писал он также портреты. С 1831 по 1866 год Жиро активно выставляется в Салоне, получив за свои картины бронзовую (1833) и серебряную (1836) медали.
В 1844 году он сопровождал своего друга, писателя Александра Дюма в его поездке по Испании, а в 1847 году отправился вместе с ним на Восток, посетив Алжир и Тунис.
В 1851 году художник становится Кавалером Ордена Почетного легиона, а в 1866 году возводится в звание офицера Почетного легиона.
Из немногочисленных гравюр этого художника лучшими надо признать «Мадонну с зелёной подушкой» с Соларие и «Портрет Ришарда» с Рубенса.
Что касается до его картин, то они изображают либо исторически-бытовые сюжеты, либо сцены современной ему итальянской, испанской и восточной жизни, и отличаются грациозностью композиции, нередко с расчетом слегка возбудить чувственность зрителя, и элегантностью исполнения.
Последняя составляет главное достоинство также и его портретов.
Посетителей парижских салонов приводили в восторг его «Танец в гранадской харчевне» (1853), «Каирская танцовщица», «La devisa» (сцена боя быков в Испании, 1869), «Отъезд Конде в армию», «Разочарование» (1873); «Продавщица ювелирных вещей в гареме» (1874); «Торговец старыми книгами» и «Цветочный рынок во времена Директории».
Жиро, Себастьен Шарль/Sébastien Charles Giraud
1819–1892
Себастьен Шарль Жиро (фр. Sébastien Charles Giraud, 1819—1892) — французский художник.
Брат и ученик Пьера Франсуа Эжена Жиро — писал жанры.
В 1846 году Себастьен Шарль принял участие в военной экспедиции, которую король Луи-Филипп послал на Таити.
Художник сделал многочисленные эскизы растительности острова, портреты местных жителей и сцены их быта.
Вернувшись во Францию, он получил прозвище «Таитянин».
В 1856 сопровождал принца Ж. Наполеона в его экспедиции на Север, и с того времени рисовал, кроме бытовых сцен, внутренние виды зданий и частично ландшафтные пейзажи.
Как на лучшие его картины, отличающиеся вообще превосходной передачей перспективы и тонкой отделкой деталей, можно указать на «Столовую принцессы Матильды» (1855); «Ловлю тюленей» (1857); «Рабочий кабинет графа Ньевенкерке», «Наполеоновский зал в Лувре», «Галерею оружия, в музее Клюни», «Внутренность богатого фламандского дома», «Воскресенье в Бретани» (1878) и некоторые другие.