Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

42707507_2127115340870944_483571579037417472_n5c13ad5c1a7b5.jpg

Выпуск 297. Осмеркин Александр Александрович(1892-1953).

«Я убежден, что в искусстве живописи все великое создано так называемыми школами (венецианцы, испанцы, голландцы и т.п.), и отдельные мастера, как Рафаэль, Тициан, Веласкес и другие высятся не как отдельные гении-одиночки, а как вобравшие в себя все усилия предшествующих».

Эти слова Александра Осмеркина многое объясняют в его собственном творческом пути и в его работах. Он гордился своей принадлежностью к группе московских живописцев, составивших ярчайшее явление в русской живописи — «Бубновый валет». Осмеркин называл себя «кровным сыном «Бубнового валета». Все ситуации творческого пути художника, вплоть до жизненных перипетий, объясняются так или иначе его действительной верностью этим принципам.

image5c2d709c73a5f.jpg

Александр Александрович Осмеркин родился в Елизаветграде (сейчас — Кировоград) 8 декабря 1892 года в семье землемера, выходца из крестьян Подольской губернии Александра Павловича Осмеркина. Воспитанием сына занималась мать Олимпиада Васильевна, а первым, кто приобщил будущего художника к искусству, был его дядя, Яков Васильевич Паученко, выпускник московского Училища живописи, ваяния и зодчества, известный в городе архитектор.
«Въездная аллея старых елей. Сельцо Михайловское» Холст, масло 90,3х80 Всероссийский музей А.С.Пушкина,

osmerkin-49.jpg

В доме Осмеркиных были картины М.X.Аладжалова, известного в то время пейзажиста, с которым дядя вместе учился в московском училище. Разговоры и споры об искусстве создавали в семье атмосферу творчества.
«Мельница» Холст, масло 95х75 Государственный Русский музей

osmerkin-46.jpg

С 1902 по 1910 годы Осмеркин учился в Елисаветградском земском реальном училище, в эти же годы начал увлекаться рисованием и театром. Первым наставником юного Александра стал художник-передвижник Ф. Козачинский, преподававший в рисовальных классах при Елисаветградском земском реальном училище.
«Ветлы у пруда» 1925 год Холст, масло 76х97 Государственная Третьяковская галерея

osmerkin-42.jpg

В 1910 году А. Осмёркин поступает в Петербургскую школу Общества поощрения искусств при Академии (класс Н. Рериха), где учится год. В 1911–1912 годах Осьмеркин учился в Киевском художественном училище под руководством Николая Корнильевича Пимоненко, Однако пребывание в Художественном училище у педагогов Н. Пимоненко, Макушенко и Г. Дедченко было недолгим. «Пейзаж. Ботанический сад» Холст, масло 82х71 Из собрания И.М.Эрзаха

osmerkin-41.jpg

Его тянуло в Москву, в шумный, бурлящий город — центр нового молодого искусства. В 1913 году Осмёркин отправляется в Москву. Чтобы как-то прожить, ему приходилось исполнять театральные декорации, но главным для него в то время были занятия в частной студии И. Машкова, который, как известно, был одним из организаторов «Бубнового валета».
«Натюрморт с лубочной картинкой» 1921 год Холст, масло 65,5х74 Из собрания А.А.Обухова

osmerkin-25.jpg

С 1914 года Осмеркин уже участвует в выставках «Бубнового валета» — группы московских живописцев, которых именовали «русскими сезанистами». Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, «вкусную» живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры («Обнаженная на фоне персидской набойки», 1914-15; «Дама с лорнеткой», 1917 Холст, масло 116х91 Государственный Русский музей

osmerkin-5.jpg

Основное ядро объединения художников «Бубновый валет» составляли И. И. Машков, П. П. Кончаловский, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, А. В. Куприн. Художники этого общества противопоставляли утонченности, рафинированности произведений «Мира искусства», символизму, недосказанности «Голубой розы» материальность живописи, «здоровую влюбленность в яркую плоть и кровь вещей, здоровую, грубоватую, подчас доходящую до «лубочности» выразительность»,— как писал о них критик Я. Тугендхольд.
«Пейзаж» 1920 год, Холст, масло 95х106 Государственный Русский музей

osmerkin-19.jpg

Занятия в студии Машкова, художественная среда, в которую вступил тогда молодой Осмеркин, позднее совместная работа с Кончаловским в качестве его ассистента в 1-х и 2-х Свободных государственных мастерских, творческая дружба художников — все это оказалось благодатной почвой для развития его таланта.
«Пейзаж», 1917 год, Холст, масло. 96 x 65 см, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

165c2d8ced1f751.jpg

Судьба художника отныне связана с Москвой и Петроградом. В круг его знакомых входят С. Есенин, О. Мандельштам, А. Ахматова, П. Кончаловский, А. Лентулов. «В кафе», 1919 год, Государственная Третьяковская галерея

osmerkin_01.jpg

В ранних работах художника Осмеркина доминирует кубистически-натюрмортное, предметное начало («Натюрморт с бандурой», 1920 год, Государственный Русский музей

25c2d866905d20.jpg

«Натюрморт с черепом»,1921 год, Частная коллекция

45c2d86ce2e07c.jpg

«Натюрморт», 1920 год, Холст, масло, Тульский художественный музей, Тула.

55c2d875875fc1.jpg

«Натюрморт с часами», 1920 год, Музей Республики Татарстан

osmerkin_04.jpg

Во время гражданской войны Осмеркин руководит росписями на революционные темы вагонов, которые отправлялись на фронт. Однако, принимая участие в агитационно-массовом искусстве, художник продолжает работать и над небольшими станковыми картинами. «Лес в Кунцеве», Нижегородский художественный музей

osmerkin_05.jpg

В начале 1920-х гг. Осмеркин ощущает исчерпанность прежних средств выражения, в его искусстве намечается решительный сдвиг к реализму. В этом он не был оригинален: та же эволюция происходила и с другими участниками «Бубнового валета». Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта, русских мастеров XIX в. (А. Иванова и др.), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только повод для решения пластических (цвет и форма) задач. «Святогорский монастырь. Синичья гора, где могила Пушкина», 1928 год

osmerkin_06.jpg

Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну («Парк», «Натюрморт с бандурой», обе 1920; «Портрет Е. Т. Барковой», «Портрет девушки», обе 1921, и др.). К середине 1920-х гг. работы Осмеркина уже вполне реалистичны. Священный для всякого сезанниста принцип «живопись — это верный цвет на верном месте» остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов, и психология (в портрете), и лирическое настроение (в пейзажах): «Портрет Е. Т. Барковой» (1921),

35c2d8161d9679.jpg

«Портрет художника М. Н. Аветова» 1924 год Холст, масло 94,5х78 Государственный Русский музей

osmerkin-35.jpg

«Натюрморт с корзиной» 1921, год Холст, масло 71х89,5 Государственная Третьяковская галерея,

osmerkin-26.jpg

«Ленинград. Мойка».1927 год,Холст, масло. 73 x 93 см, Государственная Третьяковская галерея.

15c2d80f73df46.jpg

Участвуя в строительстве новой, социалистической жизни, художник обращался к созданию полотен городского пейзаж, примером чему может служить «Москва. Тверская»,1924 год, Холст, масло. 87 x 70 см, Государственный Русский музей

135c2d849109469.jpg

«Ленинград. Фонтанка». Холст, масло. 70 x 80 см. Дальневосточный художественный музей

125c2d855e6439f.jpg

и «Ленинград. Пейзаж с деревянным мостом», 1946, год,Холст, масло. 102.1 x 120 см, Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

115c2d85e6b237d.jpg

Он также много размышлял над проблемами исторического жанра и мечтал написать большую тематическую картину, где бы современность нашла должное живописное отражение. В 1928 году на выставке, организованной Совнаркомом, он получил премию за работу «Красная гвардия в Зимнем дворце». Сейчас ясно, что это произведение не лучшее из созданных Осмеркиным.»Красная гвардия в Зимнем дворце», 1927 год, Холст, масло, 301 х 173

5937_98.jpg

С 1918 по 1948 годы активно работал как педагог: заочные курсы рисования, Свободные художественные мастерские (Высшие художественно-технические мастерские, ВХУТЕМАС), Ленинградская Академия художеств, Московский художественный институт имени В. И. Сурикова.

В это время Александр Александрович Осмеркин создавал в основном камерные портреты и натюрморты, неброские по композиции, задумчиво-созерцательные пейзажи, иногда, как член Ассоциации художников революционной России, писал историко-революционные полотна или казенные портреты передовиков.
Он неизменно сохранял верность принципам свободной, основанной на гармонии цветовых отношений живописи.
«Натюрморт с гранатами»,частное собрание

osmerkin_10.jpg

В 1947 году Александр Осмеркин был вынужден отказаться от активной преподавательской деятельности и участия в выставках в связи с выдвинутым против него обвинением в формализме и пропаганде западных веяний.

«Портрет А.А.Ахматовой. Белая ночь. Ленинград» 1939-1940 Холст, масло 90х78 Государственный Литературный музей

osmerkin-57.jpg

серия пейзажей «Новая Голландия» и «Эрмитаж» (1945) «Новая Голландия», 1945 год, Холст, масло. 100 x 78 см, Государственный Русский музей

155c2d7c1131ccc.jpg

«Внутренний двор Эрмитажа» 1945 год, Холст, масло 99х79,5 Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск

osmerkin-70.jpg

«Ленинград. Солнечный день. Из окон Эрмитажа» 1945 год, Холст, масло 85х66 Государственный Музей А.С.Пушкина, Москва

osmerkin-72.jpg

«Во дворе Эрмитажа» 1945 год, Холст, масло 100х80 Оренбургский музей изобразительных искусств

osmerkin-71.jpg

- пожалуй, самые известные работы 1930-40-х годов.
«Крым. Козы. Вечер. Тополя», 1938 год, Холст, масло. 80 x 100 см, Частное собрание

105c2d8c718c42e.jpg

Осмеркин не был открывателем новых путей в искусстве, а был просто талантливым и культурным живописцем. Он был безраздельно предан искусству. Смерть застала его за работой Умер Александр Осмеркин 25 июня 1953 года в Москве.
«Вид из окна на Троице-Сергиеву лавру», 1947 год, Красноярский художественный музей

osmerkin_09.jpg

Александр Александрович Осмеркин не был открывателем новых путей в искусстве, а был просто талантливым и культурным живописцем. Он был безраздельно предан искусству.В Кировограде, на родине художника, открыт художественно-мемориальный музей А. А. Осмеркина. «Женщина, снимающая перчатку», 1924 год, Курская картинная галерея

Zehp5qhXMG05c2d8b0a75e1d.jpg

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
- Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
- Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: info@stydiai.ru Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта»;
- Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
- Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: «ПОДАРОК для просветительского проекта» .